История педагогики

1. Воспитание и педагогика в древние времена

На ранней стадии развития культуры Человечества родилась семья. Она и стала первой школой для детей.

Воспитание в Шумере

Расцвет Шумеров был ок. 2400 - 2200 лет до н.э.

Шумеры создали богатую и сложную культуру, которая стала образцом для подражания на всей территории Междуречья. Шумерской клинописью пользовались впоследствии многие народы, приспособившие ее к своим языкам.

Шумеры были наделены очень сильным религиозным чувством. Их представления о богах, начале мира, человеческой судьбе отразились и в других восточных религиях. Многие шумерские предания переняли древние евреи, и позднее они были записаны в Библии. Шумеры проявляли удивительную тягу к научному знанию о мире: до греков они были лучшими математиками и астрономами древности. Знания, накопленные предками, передавались мальчикам и юношам в многочисленных храмовых школах. Здесь учили читать клинопись, вести хозяйственные записи, наблюдать звездное небо, точно определять площади земельных участков. Шумеры высоко ценили мудрость, которая, по их мнению, была сосредоточена в ушах человека; поэтому на многих рисунках людей изображали с большими оттопыренными ушами.


Воспитание в Древнем Китае

Школы в Древнем Китае появились примерно на 1000 лет раньше рождения Христа. Система экзаменов была очень серьезная.

Воспитание Китайцев было переходным шагом от воспитания в примитивном обществе к воспитанию европейского Человека.


Воспитание в Древней Индии

Огромное влияние в воспитании было у литературы - Веды, то есть гимнов, молитв, высказываний. Индийцы познают поэзию, логику, занимаются алгеброй, астрономией, открывают систему счисления.

В Древней Индии в школах учили писать и читать, позднее - главный учебный предмет была Веда.


Воспитание в Древнем Египте

Воспитание и образование в Древном Египте были схожи с воспитанием Индейцев, и основой образования была духовная, умственная литература.

Жрецы были главными учителями и пособниками науки. Учебный материал был очень широким.


Воспитание в Древней Элладе

Воспитание в Спарте

Идеал воспитания - выносливый, смелый, не жалеющий врага воин. Он определяет цель системы воспитания и задания.

Воспитание детей считалось в Спарте одной из главных общественных обязанностей гражданина. Спартанец, имевший трех сыновей, освобождался от несения сторожевой службы, а отец пятерых - от всех существовавших повинностей.

С семи лет мальчиков отбирали у родителей и воспитывали в отрядах (агелах). Суровая система воспитания была направлена на то, чтобы они выросли сильными, послушными и бесстрашными. Детей учили читать и писать, приучали подолгу молчать и говорить кратко и четко (лаконично). Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. На год мальчикам выдавали только одно платье, мыться разрешали только несколько раз в год. Кормили детей скудно, приучали к воровству, но если кто-то попадался, то били нещадно, не за кражу, а за неловкость.

Воспитание власти кончалось в 18 - 20 лет, когда юноши учились военному исскуству, посещали философскую и др. школы. Девушки воспитались только в семье.

Воспитание в Афинах

Семилетних мальчиков сдавали в школу, девочки оставались дома. Такая же жизнь у них продолжалась и после свадьбы, поменялся только дом.

Мальчики Афин, так же как и в Спарте, оставались в системе воспитания власти до 20 лет. В образовании юношей большое внимание уделялось музыке и гимнастике.

Идеал воспитания в Афинах - интелектуально, эстетично и физически развитый гражданин свободного общества Афин.


Воспитание в Древнем Риме

Если греческие боги доброжелательно относились к людям, жили на Олимпе, у них были дети, то римские боги были загадочными, они безчуственно правили людьми.

Воспитание Древних Римлян наблюдалось в трех периодах:

В период родового строя характерно было воспитание в семье. Наизусть надо было знать 12 законов.


В период Римской республики образовались элементарные и грамматические школы, а в конце периода - и школы ораторов. Большое значение имела греческая культура.


Периоду Римской империи характерно закрепление греческой культуры. Ораторов оценивали выше философов. Кроме того, учили и музыку, арифметику, геометрию, астрономию и философию.



2. Педагогика и воспитание в средневековье

Раннее Средневековье иногда называют "Темными веками". Переход от античности к Средневековью сопровождался в Западной Европе глубоким упадком культуры. Папа Григорий I запретил чтение книг древних авторов и изучение математики, обвинив последнюю в том что она связана с волшебством. Невежество царило в Западной Европе в V - X вв. Грамотных людей было почти невозможно сыскать не только среди крестьян, но и среди знати. Многие рыцари ставили вместо подписи простой крест.

Культурный подъем, произошедший в годы правления Карла Великого и его преемников (Каролингов), получил название "Каролингского возрождения". Однако он был недолгим. Вскоре культурная жизнь вновь сосредоточилась в монастырях.

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения Средневековья. И хотя Христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учеба начиналась с зубрежки молитв и псалмов (религиозных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далекие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розог.

Около трех лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения.

Более крупные школы, дававшие образование посерьезней, возникали обычно при епископских кафедрах. В них, согласно сохранившейся римской традиции, изучали так называемые "семь свободных исскуств" (грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Обучение нередко растягивалось на 12-13 лет.

С XI в. число церковных школ росло. Немного позднее стремительное развитие городов привело к появлению светских городских частных и муниципальных (т. е. находящихся в ведении городского совета) школ. Влияние Церкви было в них не так сильно.

Растущим городам и крепнущим государствам требовалось все больше образованных людей. Нужны были судьи и чиновники, врачи и учителя.

Пришел черед образования высших школ - университетов.

Занятия велись на латинском языке, поэтому немцы, французы, испанцы могли слушать итальянского профессора с не меньшим успехом, чем его соотечественники. На латыни общались студенты и между собой.

В средние века, после распада Римской империи, рабовладельческий строй сменяет феодализм.

Образование можно было получить в грамматических и ораторских школах, но это было доступно только нравственность потерявшей аристократии.

Интерес к школам в обществе сокращается, теряется интерес к работе.



3. Педагогика и образование в Новое Время
(Середина 17. вв. - 1-ая половина 19. вв.)



Машина Времени
Олег Ошмян, Тимошка
Hosted by uCoz